"Давайте, молодежь, найдем свою дорогу"
От составителя
В Послании Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» говорится: «С этого года по моей инициативе начинается реализация проекта «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». В первую очередь бесплатное образование должно охватить безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования. Нужно дать импульс развитию системы профессионального образования для подготовки специалистов новых производств в рамках обозначенной экономики. В этих целях необходимо обновление профессиональных стандартов в соответствии с требованиями рынка труда и передовым мировым опытом обучения на производстве. Наряду с этим будет уделено особое внимание качеству системы высшего образования. Следует усилить контроль и требования в отношении кадрового состава высших учебных заведений, уровня их материально-технического обеспечения и образовательных программ».
Библиографическое пособие в виде обзора под названием «Давайте, молодежь, найдем свою дорогу», представляет собой профессии преимущественно востребованных во все времена, а также совершенно новых, современных, которые необходимы в век инновационных технологий. Данное пособие не претендует на глубокий охват всех видов профессий на рынке труда, но включает в себя профессии из книг, статей периодической печати фонда Центральной районной модельной библиотеки. В пособие вошли и сведения по материалам Интернета.Расположение материала о профессиях дано в алфавитном порядке, т.к. составители не считает возможным давать преимущества какой либо из профессий, потому что каждый выберет свою дорогу в мире профессий. Само построение и оформление пособия, имеет целью максимально облегчить его использование, сделать его интересным и полезным. В него включены сценарии, тесты, игры, списки дополнительной литературы, а также информация о профессиях. В описании каждой профессии представлены важные составляющие элементы, как : характер труда, условия работы, организация труда, образование и квалификация, требования, родственные специальности.Обзор по профессиям предназначен для широкого круга пользователей. Составители надеются, что пособие поможет читателю определиться в выборе будущей специальности, найти свое место там, где будет востребованным и приносить пользу государству.
Дополнительную литературу по выбору профессий можно найти в Страноведческой картотеке «Казахстан», Краеведческой картотеке «Костанайская область», Региональной картотеке «Мендыкаринский район».
В разделе "Путешествие по профессиям" представлена полная информация о профессиях, которая расположена в алфавите видов профессий.
Подросткам о выборе профессии
Выбор профессии - один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. Принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». Не – руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел». Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим. Фактор престижности в настоящее время часто учитывают при выборе профессии. Но, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.
Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего, изучайте профессии. Существует более 40 тысяч профессий. Для ознакомления возьмите более близкие – те, которым посвятили свою жизнь ваши родители или знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите много нового и интересного. Не разделяйте профессии на модные и не модные, почетные и второстепенные. При выборе профессии помните слова В.Г. Белинского: «Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного стихотворца». Не откладывайте решение вопроса «кем быть?» на потом. Говорят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, участь в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться «за компанию». Из сказанного следует вывод: идите работать или учиться туда, где вы нужнее и где наиболее полно раскроются ваши способности. Но уже в школе найдите возможность испытать свои силы в избранной профессии. Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, познать ее и стать ее мастером.
Список литературы
1. Акбакарова, Э. Есть такая профессия – Родину защищать [Текст] / Э. Акбакарова // Вестник недели. – 2007. – 14 июня. – С. 32.
2. Алексанян, М. Идеальный секретарь [Текст]: [сценарий деловой игры для старшеклассников в помощь выбору профессии] / М. Алексанян // Библиополе. – 2005. – № 1. – С. 63-65.
3. Алпейсова, К. Трудный хлеб синхрониста [Текст]: [профессия переводчика] / К. Алпейсова // Мысль. – 2008. - № 4. – С. 35-39.
4. Аманжолова, З. Врач – великая профессия [Текст] / З. Аманжолов // Казахстанская правда. – 2008. – 26 февраля. – С. 8.
5. Андрусенко, Н. Праздник юных мастеров [Текст]: [конкурсная программа для первокурсников-поваров профессионального лицея] / Н. Андрусенко // Внеклассная работа в школе. – 2011. - № 1. – С. 42-48.
6. Андрусенко, Н. День кондитера [Текст]: [сценарий по профориентации] / Н. Андрусенко // Внеклассная работа в школе. – 2015. – № 7. – С. 34-39.
7. Баймбетов, Д. О репортерах и не только [Текст]: [о профессии - журналист] / Д. Байметов // Мысль. – 2007. - № 1. – С. 17-20.
8. Бреднева, М. «В службе – честь!» [Текст]: [интерактивный час, рассказывающий о профессии военного] / М. Бреднева // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 11. – С. 75-85.
9. Гоголева, О. Как стать фермером [Текст]: бизнес-игра для учащихся 10-11-х классов / О. Гоголева // Мектептегі кітапхана. – 2010. - № 4. – С. 30-31.
10. Гоголева, О. Как стать фермером [Текст]: [профориентационная работа в школе] / О. Гоголева // Внеклассная работа в школе. – 2010. - № 6. – С. 26-28.
11. Горбик, Е. Фрекен Бок по-костанайски [Текст]: [«профессия» домработница] / Е. Горбик // Костанайские новости. – 2007. – 15 ноября. – С. 11.
12. Горячева, Е. «Он – спасатель, а это такая работа» [Текст]: [сценарий урока, рассказывающего об этой мужественной профессии] / Е. Горячева // Читаем, учимся, играем. – 2013. - № 5. – С. 61-65.
13. Ермагамбетова, Т. Его величество Учитель! [Текст]: образовательное пространство / Т. Ермагамбетов // Костанай. – 2008. – 14 октября. – С. 10.
14. Жить по сценарию невозможно [Текст]: [профессия психолог] // Костанайские новости. – 2008. – 7 февраля. – С. 12.
15. Жогова, Е. Боги железных дорог [Текст]: [сценарий библиоурока, рассказывающего о профессии путейца] / Е. Жогова // Читаем, учимся, играем. – 2014. - № 12. – С. 82-86.
16. Жогова, Е. Высокая честь – магистрали беречь [Текст]: [сценарий рассказа об истории железных дорог и одной из железнодорожных профессий] / Е. Жогова // Читаем, учимся, играем. – 2016. - № 6. – С. 74-77.
17. Ивашина, В. Сестры милосердия – ангелы земные [Текст]: [сценарий историко-литературной композиции, рассказывающей о работе медсестры] / В. Ивашина // Читаем, учимся, играем. – 2015. - № 11. – С. 65-69.
18. Кузьмичев, А. Самая востребованная специальность [Текст]: [специальность – вычислительная техника и программное обеспечение] / А. Кузьмичев // Костанай. – 2008. – 17 апреля. – С. 10.
19. Махин, В. В добрый путь, лейтенанты! [Текст]: [южная столица провела традиционный выпуск молодых лейтенантов военных учебных заведений южной столицы] / В. Махин // Казахстанская правда. – 2003. – 24 июня. – С. 1.
20. Маульшариф, М. Ставка на профессию инженера [Текст] / М. Маульшариф // Мысль. – 2006. - № 4. – С. 59-62.
21. Медведева, Е. Работа – не волк, сама к выпускникам бежит [Текст]: [трудоустройство аграриев] / Е. Медведева // Алға. – 2006. - № 3. – С.15.
22. Михайлова, Е. «Профессия вечная - библиотечная» [Текст]: пропаганда профессий среди школьной молодежи / Е. Михайлова, Е. Самсонова // Библиотека. – 2008. - № 4. – С. 81-83.
23. Монина, В. Сестры милосердия – кто они? [Текст]: [сценарий исторической экскурсии]/ В. Монина // Библиополе. – 2008. - № 9. – С. 70-74.
24. Нестеренко, С. А их удел - гореть на службе [Текст]: [профессия пожарник] / С. Нестеренко // Казахстанская правда. – 2007. – 16 февраля. – С. 24.
25. Нестеренко, С. Подводные спасатели [Текст]: [водно-спасательная служба] / С. Нестеренко // Казахстанская правда. – 2007. – 15 июня. – С. 15-16.
26. Павлюк, Т. Врач – профессия терпеливых [Текст] / Т. Павлюк // Костанай. – 2008. – 14 февраля. – С. 10.
27. Павлюк, Т. Огнеборец – профессия особенная [Текст] / Т. Павлюк // Костанай. – 2008. – 17 апреля. – С. 9.
28. Полищученко, О. Как улучшить подготовку [Текст]: [проведение круглого стола «Подготовка конкурентоспособного специалиста в области энеретики»] / О. Полищученко // УЧИТЕЛЬСКАЯ плюс. – 2017. – 20 января. – С. 15. – Есть фото.
29. Полтаранин, М. Щемит сердце от воспоминаний об Алма-Ате [Текст]: [о профессии журналист] / М. Полторанин // Казахстанская правда. – 2004. – 12 июня. – С. 10.
30. Преображенская, Е. Печать с дипломом [Текст]: [профессия-полиграфист] / Е. Преображенская // Костанайские новости. – 2008. – 7 февраля. – С. 10.
31. Преображенская, Е. Трудности перевода [Текст]: [профессия переводчик] / Е. Преображенская // Костанайские новости. – 2008. – 24 января. – С. 7.
32. Профессия, которая станет № 1 [Текст]: [профессия – информатики и математики] // Костанайские новости. – 2011. – 17 ноября. – С. 22.
33. Проценко, В. По причине человечности [Текст]: [профессия - учитель] / В. Проценко // Костанайский вестник. – 2006. – 5 октября. – С. 8.
34. Самые ценные профессии [Текст]: [специалисты сварочного производства] // Костанайские новости. – 2008. – 7 мая. – С. 4.
35. Самые востребованные в будущем профессии [Текст]: [современные профессии] // Деньги плюс. – 2010. - № 1. – С. 4.
36. Селезнева, Т. Я бы в моряки пошел, пусть меня научат! [Текст]: [урок по профессиональной ориентации] / Т. Селезнева // Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 11. – С. 72-73.
37. Синицына, Е. Салат-компания [Текст]: [открытое занятие-знакомство с профессией «повар»] / Е. Синицына, Е. Громова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2010. - № 8. – С. 30-31.
38. Скибан, О. Служба «01» - всегда служба № 1! [Текст]: [о профессии пожарник] / О. Скибан // Вестник недели. – 2007. – 12 апреля. – С. 4.
39. Скибан, О. «… У моей профессии итальянские корни» [Текст]: [из истории профессии] / О. Скибан // Вестник недели. – 2007. – 7 июня.
40. Старостина, С. «Профессия по жизни мне дана» [Текст]: [профессия нефролог] / С. Старостина // Костанай. – 2007. – 6 сентября. – С. 12.
41. Суркова, Н. Клуб веселых мастеров [Текст]: [сценарий о профессии художник-декоратор] / Н. Суркова // Внеклассная работа в школе. – 2010. - № 6. – С. 29-32.
42. Трунова, Т. Проект для юных аграриев [Текст]: [помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении и формирование интереса к сельскохозяйственному производству] / Т. Трунова // Библиополе. – 2006. - № 4. – С. 51-53.
43. Хасенова, Т. Без языковых барьеров [Текст]: [обучение специалистов «ветеринария» на казахском языке] / Т. Хасенова // УЧИТЕЛЬСКАЯ плюс. – 2017. – 20 января. – С. 15. – Есть фото.
44. Цветкова, С. С дипломом – в библиотеку [Текст]: [о профессии библиотекаря и Костанайском педагогическом колледже] / С. Цветкова // Кітап патшалығы. – 2010. - № 1. – С. 60-62.
45. Чапурина, О. Работа для железных леди [Текст]: [работа официанта] / О. Чапурина // Костанайские новости. – 2006. – 30 мая. – С. 5.
46. Чумирина, Е. Профессия для избранных [Текст]: [сценарий открытого урока, рассказывающего о нелегкой профессии педагога] / Е. Чумирина // Читаем, учимся, играем. – 2011. - № 7. – С. 38-43.
47. Шило, М. «Кардиограмма» для золотого брегета [Текст]: [профессия - часовщик] / М. Шило; фото Константина Вишниченко // Костанайские новости. – 2010. – 15 апреля. – С. 13.
48. Шорыгина, Т. Все работы хороши! [Текст]: [беседа из цикла рассказов о профессиях. Здесь: библиотекарь, военнослужащий, капитан морфлота, воспитатель] / Т. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. - № 3. – С. 64-67.
49. Шорыгина, Т. Все работы хороши! [Текст]: [беседа из цикла рассказов о профессиях. Здесь: водитель, врач, повар, пожарный] / Т. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. - № 4. – С. 56-59.
50. Шорыгина, Т. Все работы хороши! [Текст]: [беседа из цикла рассказов о профессиях. Здесь: парикмахер, портной, продавец, сапожник, строитель] / Т. Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2005. - № 5. – С. 61-64.
51. Штыкельмайер, В. Есть такая профессия – спасать людей от огня [Текст] / В. Штыкельмайер // Костанайские новости. – 2003. – 16 апреля. – С. 6.
52. Юрьева, Л. Твой выбор, молодежь [Текст]: [выбор профессии] / Л. Юрьева // Домашняя энциклопедия. – 2004. - № 6. – С. 17-18
Костанайская область,
село Боровское
ул. К. Байназарова, 102
тел/факс: (71443) 2-17-63
е-mаil: mendbook1@mail.ru
Составители: Козлова Н.И., Шиповских Т.И.
Компьютерный набор: Шиповских Т.И.
Редактор: Козлова Н.И.