Сакральные объекты Мендыкаринского района



1. Памятник Бадрисафа (Александра) Мухамедсадыккызы Байтурсынова



Расположен в Мендыкаринском районе, Ломоносовского сельского округа на северо-западе округа у бывшего села Тасовка на правом берегу реки Тобол (7 км от села Каскат). Построен в 2012 году родственниками Ахмета Байтурсынова. Строение сделанно из светло-желтого кирпича в виде стеллы, основание вылажено бардюрной плиткой, имеется ограждение в виде невысокого металического забора.

Бадрисафа родилась в 1878 году в Челябинской области. Будучи учительницей в русско-казахской школе в с. Аулиеколь познакомилась с Ахметом Байтурсыновым. В 1896 году они обвенчались в мечети города Троицка. С этого времени Александра начала исповедовать ислам. Муж с согласия жены дал ей другое имя – Бадрисафа Мухамедсадыккызы. Совместная жизнь началась в Костанае в доме № 145 (ныне ул. Абая). В 1929 году в связи со ссылкой А. Байтурсынова в Архангельск, Бадрисафа в 1931 году, как жена врага народа была отправлена в ссылку в Томскую область. В 1934 году вернулась на родину. В 1937 году, когда вновь был арестован и расстрелян А. Байтурсынов, Бадрисафу так же арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую область. Здесь она тяжело заболела. Последние годы Бадрисафы, верной подруги и соратницы Ахмета Байтурсынова, сполна разделившей трагическую судьбу мужа, павшего жертвой сталинского режима, прошли в селе Александровка Костанайской области в приюте для душевнобольных. Похоронена возле п. Александровка, близ города. Бадрисафа не ограничивалась ролью скромной домохозяйки. Она принимала посильное участие во всех делах мужа, благодаря ее гостеприимству дом Байтурсыновых стал местом сбора будущих лидеров партии Алаш. Была индивидуальным членом фонда материальной поддержки газеты, участвовала в походе в партии Алаш. Бадрун – чистое золото, Сафа – кристально чистое. 

С целью изучения и сохранения истории и культуры Малой родины, а также внутреннего туризма проводятся к памятнику экскурсии с учащимися школ района, а также посещение гостями района памятника.

2. Захоронение известных личностей



На северо-западе в 2-х км от села Молодежный Краснопресненского сельского округа Мендыкаринского района, вблизи озера Жактола находится кладбище, где захоронены исторические личности, которые совершили неоднократно хадж в Саудовскую Аравию.

На пожертвования жителей села Красная Пресня, родственников установлена мемориальная доска и памятник.

Зулкарнай улы Муса кажы (1861-1920) – совершил хадж в Мекку 9 раз,

Итемгенулы Кошпан кажы (1861-1923) – совершил хадж в Мекку 5 раз,

Сансызбайулы Зулкарнай кажы (1820-1880)

Сансызбай кажы (1740-1821). 


3. Памятник Мандай батыру



    Мандай батыр захоронен в селе Алкау Мендыкаринского района на высотном утесе реки Тобол. У изголовья установлен синий камень весом в тонну с оставленной на нем надписью на языке фарси. Батыр Мандай (1710-1803) происходил из узын кипчакского рода. Территория Карабалыкского района, а именно древний аул Узын, является местом его рождения. Село Магнай Карабалыкского района ранее называлось Мандай, позднее на русском языке было искажено в Магнай. Центральная районная мечеть Костанайского района носит имя Мандай батыра.

О Мандай батыре сложено немало легенд, нерассказанного и ненаписанного еще много. Исторические данные о том, что Мандай батыр был отважным героем, о его участии в разгроме калмыков есть запись в летописи времен. Татикара жырау в своем эпосе, который начинается словами «У камыша верхушка редкая, а корень крепкий» в строках «Деріпсәлі, Маңдайды айт қыпшақтағы» говорит именно о Мандай батыре. В народной памяти он остался как талантливый полководец, умело противостоявший джунгарским нашествиям на родные земли. Под знаменем Абылай хана войско Мандая участвовало во всех крупнейших сражениях и походах. Некоторое время он даже возглавлял личную гвардию Аблая. Затем вернулся на родину и до самого присоединения Казахстана к России охранял его рубежи от набегов калмыков и башкир. Заставы Мандая стояли в кипчакских аулах: Тогузак, Шадыксай, Екеншилик, Былгаши, Талды, Кайрак, а его ставка находилась в ауле Мандай. По воспоминаниям аксакалов, сероглазый, рыжеусый Мандай батыр был очень крупного телосложения, широкоплечий, крепкий, с большими широкими ладонями, в совершенстве владел верховой ездой, оружием, искусством рукопашного боя.

4. Мендыкаринская районная мечеть имени Зулкарнай Муса кажы



     Дом, в котором расположена мечеть, был построен купцом Шаруховым, прибывшим в эти края из России. В разные времена там размещались «Кредитное общество», затем банк. Когда банк переехал в новое здание, в старом открылась мастерская по ремонту телевизоров. В 1991 году прошел курылтай мусульман района, где было принято решение об открытии мечети. После подготовки религиозных кадров и проведенного ремонта здания мечеть была открыта. В 2006 году благодаря поистине вселенской поддержке мендыкаринцев в здании мечети прошел капитальный ремонт, и теперь каждый верующий мусульманин находит здесь подлинное душевное умиротворение и благоденствие. Имена меценатов, внесших наиболее весомый вклад, К.Б.Доненбаевой – героя труда, Р.Н.Файзулина – известного в области предпринимателя, уроженца нашего района, С.Б.Буканова – депутата областного маслихата, ведущего сельхозтоваропроизводителя района и многих других внесены в Золотую книгу мечети.

 

5. Святой источник Косьмы и Дамиана



Расположен на берегу озера в бору близ с. Боровское. Рассказывают, что на этом месте в начале XX века один из переселенцев выпахал плугом из земли икону Божьей матери. На месте находки забил родник, вода которого по свидетельствам местных жителей целебна. В 1914 году здесь была построена часовня, впоследствии разрушенная. В настоящее время Родник облагорожен, поставлен крест, небольшой мостик.

6. Памятник «Ханская ставка»



Находится в Введенском с/округе в 5–ти км. в сторону села Загаринка. Имеется надгробная плита с арабским шрифтом. По рассказам долгожителей это место захоронения хана с его прислугой.   

7. Православная христианская церковь «Косьмы и Дамиана», начало ХХ века



По ходатайству жителей с. Боровского и окрестных сел в 1905 году было дано разрешение на строительство кирпичной церкви. Из Ярославской губернии пригласили зодчего Михаила Кириллова, который воздвиг чудный храм в стиле художественного эклектизма. Мастером по производству кирпича был Андросов. 

Достоверно известно, что в раствор цемента добавляли яйца, сдаваемые населением всего района. В 1912 году храм был освящен. В 1930 году церковь была закрыта. Организаторами закрытия церкви были комсомольцы братья Турчаниновы. В это время были разобраны колокольня, сняты кресты, утрачено убранство интерьера, демонтирован иконостас, царские врата, исчезли иконы и утварь, а также все документы. В том же году внезапно умер, так и не передав секрета топки подвальных калориферов мастер Георгий Афанасьевич Березкин… Прогрев стен и пола осуществлялся с помощью сложной последовательной манипуляции более десятка вьюшек, дымовых и воздушных задвижек. Топить так никто не смог и служители церкви покинули храм. Разные времена переживал этот храм. Под его сводами в 1956 году был размещен зерносклад, чуть позже склад строительных материалов. В 70-е годы в церкви располагались и школьный тир и районная спортивная школа. 

Сегодня храм возрожден и является центром духовной жизни сельчан. И в этом заслуга мецената Сергея Ивановича Блока. Благодаря его спонсорской помощи в храме проведены ремонтные работы и восставлены росписи на стенах и иконостасе на сумму 18 млн. 500 тысяч тенге.(2007-2009 годы). В 2010 году проведен наружный ремонт церкви на сумму - 10 млн. тенге, а именно производилась покраска куполов и покраска оконных рам. В 2011 году произведены ремонтные работы на сумму - 3 млн.500 т.т. В 2016 году на церкви поменяли купола. В 2017 году проведенные ремонтные работы по восстановлению прежнего облика колокольни на сумму более 50 млн. тенге.

Памятник культовой архитектуры начала ХХ века в Казахстане. Церковь – прекрасный образец с богатой декоративной обработкой фасадов с использованием архитектурных элементов, характерных для русского зодчества. В церкви осуществляются: богослужения, чинопоследования, таинства, обряды, шествия и церемонии в храме и на относящихся его территории, в местах паломничества, на кладбищах и в иных местах  прощания с усопшими … 

Автор проекта неизвестен, строил церковь (по воспоминаниям старожила п. Боровского Агафонова Дмитрия  Илларионовича) Михаил Корнилович Холодов. Кладку вели местные кладчики. По окончанию работ приезжали «богомазцы» - художники по росписи стен. Первоначальные росписи на стенах не сохранились.

 

8. Мемориальная доска Мухамеджана Карабаева

От села Введенка находится мемориальная доска Мухамеджана Карабаева. Он был открыт по случаю 160-летия со дня рождения великого сына нашей страны, врача Мухамеджана Карабаева, который был верным сыном своего народа, из Мендыкаринского района.

В мемориальном доске имеется: годы рождения и смерти первого врача, об окончание в 1887 году Медицинский факультет Казанского университета, и служение народу, как врач 41 лет. Памятник выполнен из желтого и красного кирпича. Длина постамента – 1,5 м., ширина – 1,3 м.

 


 

.

 


 

История великой любви  

 

.

 


 

Бадрисафа 

 

.

 


 

Судьба Бадрисафа 

 

.

 


 

Далеко от родины 

 

.

 

 


 

Любовь и смерть ак келин 

 

.

 


 

Когда звенит тоской острожной 

 

.

 


 

Поминальная песнь

 

.